«Эта беззастенчивая карта... напоминает скорее лечебницу для душевнобольных, чем выставку художественных произведений» – так газеты начала ХХ века определили открытую художником Михаилом Ларионовым и его соратниками выставку под названием «Бубновый валет». Сегодня полотна бунтарей от живописи стали культовыми, и в Ростовском областном музее краеведения открылась экспозиция «Классики русского авангарда», посвященная столетию самого знаменитого объединения авангардного движения России.
Фрагмент афиши первой выставки объединения "Бубновый валет" |
Воля к новому
Этот масштабный выставочный проект стал возможным благодаря сотрудничеству с Таганрогским художественным музеем, предоставившим уникальные полотна авангардистов из своей коллекции и еще раз подтвердившим статус лучшего художественного музея юга России. Заместитель директора Ростовского музея краеведения Ольга Васильевна Литвиненко заметила, что гордится тем, что может принять эту выставку у себя, и что оба островка культуры связывают крепкие узы не только профессиональные, но и дружеские.
По словам директора таганрогского музея Тамары Федоровны Пугач, впервые в рамках одного выставочного проекта охватываются все прошедшие этапы знаменитого направления, от собственно «бубновалетцев» (Владимир Бурлюк, Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Роберт Фальк) через эпоху «коллективной мечты» (Александр Осмеркин, Александр Лабас, Юрий Пименов, Георгий Нисский) к художникам-авангардистам русского зарубежья (Вячеслав Илачинский).
Александр Куприн. Натюрморт с белой садовой вазой и фиолетовой папкой, 1921. Из коллекции Таганрогского художественного музея
|
Как отмечают искусствоведы, всех участников объединения «Бубновый валет» главным образом отличала общая воля к «новому искусству» и неприязнь к консервативным традициям. Художественный облик «Бубнового валета» в основном определяли живописцы, считавшие себя последователями Поля Сезанна, в картинах которого их привлекала глубинная энергия цвета и пространства. Наиболее характерные из них стремились выявить первозданную «вещность» мира, подчеркивая пластические, фактурные свойства цвета, момент красочной лепки форм. Материальная и как бы «плотская» стихия их произведений иной раз не исключала и острого психологизма.
Будь ярче!
Открытие выставки несколько затянулось – целых полтора часа вместо предполагаемого часа. Под конец особенно долго выступал один хороший дедушка, но то ли диктофон фонил, то ли дикция была несовершенна – разобрать что-то членораздельное в этом словесном потоке было почти невозможно. Зато ребята из Архитектурного института (ИАрхИ ЮФУ) сделали праздник запоминающимся и ярким. Одни из них встречали гостей в полной боевой раскраске, а-ля боди-арт в авангардном стиле, другие рисовали портреты всех желающих. Добавлял живости действу Иван Мельник, поэт из Таганрога, который декламировал стихи Владимира Маяковского и свои собственные. И пусть пятна краски, смешиваясь на коже, порой превращали рисунок в «кули-мули», зато цвета были яркими, лица счастливыми, и эта необузданность и хаотичность привлекали и радовали. Идейным вдохновителем хэппенинга была Ольга Павловна Медведева, преподаватель Архитектурного института.
Ведущая робко предложила проголосовать собравшимся за лучшую модель, но ее никто не поддержал. Что ж, мы со своей стороны все же хотим отдать свой голос, и самой-самой считаем девушку Тину Петровскую, раскрашенную с ног до головы и в конце шоу перевернувшую себе на голову ведро с разведенной краской. Считаем так не только потому, что Тина обладает прекрасными внешними данными – именно она создавала и поддерживала атмосферу всей этой «бесиловки», пытаясь сделать жизнь яркой не только на теле, но и на деле. У некоторых барышень, например, были аккуратно раскрашены только лица, но этот компромисс не смотрелся, потому что не чувствовалось ни самоотдачи, ни эпатажа, который, по словам участников, был целью события. Это как если б Маяковский в стихотворении «Вам!» написал не «Я лучше в баре блядям буду подавать ананасную воду!», а «Я предпочту угощать безалкогольными напитками девушек легкого поведения в учреждении общепита». Мне вспомнилась моя любимая модель Верушка, которая делала сногсшибательные проекты и воспринимала свое тело как материал для творчества, только и всего.
Привет с орбиты
Остается сказать еще об одном маленьком, но органично вписавшимся в экспозицию «экспонате», предоставленном молодыми художницами из Таганрога Викторией Барвенко и Светланой Песецкой (арт-группа «Белка и Стрелка»). Странные серебристые существа, похожие одновременно на собачек-космонавток или инопланетян в шапке-ушанке, оказались авторскими костюмами, в которых девушки впервые появились с перформансом «НА шествие» на Дне Города в Таганроге. Художницы обратили внимание на то, что на подобные гулянья народ обычно одевает «все лучшее разу», вот и приготовили себе костюмчики в духе enfant terrible французской моды, эксцентричного постмодернистского дизайнера и модельера Жан-Поля Готье – памятуя о его костюмах с конусами для поп-дивы Мадонны. Вике и Свете хотелось показать в утрированной форме всю красоту и блеск своего сияния, в костюмах было много серебра, конусов, стильные очечки, позже костюмы были доработаны красным и синим скотчем.
"Белка и Стрелка" - костюмы а-ля Готье |
На выставку «Классики русского авангарда» «Белку и Стрелку» пригласила сотрудник Таганрогского художественного музея куратор Людмила Александровна Казакова, и звездные подружки, помимо костюмов, сделали еще три растяжки с лозунгами вроде «Время, вперед!» – черную, белую и красную, которые разнообразили музейное пространство. «В свое время «Бубновый валет» делал акции для посетителей, и им это было непонятно, – рассказывает Светлана Песецкая. – Когда мы впервые вышли в своих костюмах, получили то же изумление от публики. И неважно, что прошло сто лет, народ до сих пор почему-то удивляется смелым художественным жестам – хотя двадцать первый век на дворе». А Виктория Барвенко добавила, что перформанс «НА шествие», как и выставка инсталляций художниц «Город у моря», является продолжением поиска нетрадиционных выставочных пространств в городской среде: «Очевидно, что нелегальное положение современного искусства в провинции усугубляется отсутствием кадров, профессиональной среды и контекста, так что его всегда приходится оправдывать и защищать, отстаивать его право на существование. Нам был важен как раз таки исследовательский импульс художников относительно нового типа публичного пространства. С одной стороны, арт-сообщество «размыкается» навстречу зрителю, с другой стороны, зритель удовлетворяет свои познавательные и коммуникативные потребности. Перформативность жеста «НА шествие» заключается в неслучайном моделировании «футуристической» ситуации с использованием элементов образного языка Готье. Тема моды – поле битвы со стереотипами. Язык – универсальность материалов городской среды, понятен практически каждому городскому жителю».
На выставке «Классики русского авангарда» в Ростове «Белка и Стрелка» в своих костюмах не шествовали, посчитав, что повторять самих себя – не comme il faut. Зато костюмчики подписали: «Творец данного шедевра уже ушел, отрекшись от творенья». Этот «шедевр», как и все остальные, можно увидеть в музее краеведения до конца августа.
Наталья СЛОВАЕВА
Фото автора