суббота, 25 июня 2011 г.

"Беззастенчивая карта" в колоде авангарда



«Эта беззастенчивая карта... напоминает скорее лечебницу для душевнобольных, чем выставку художественных произведений» – так газеты начала ХХ века определили открытую художником Михаилом Ларионовым и его соратниками выставку под названием «Бубновый валет». Сегодня полотна бунтарей от живописи стали культовыми, и в Ростовском областном музее краеведения открылась экспозиция «Классики русского авангарда», посвященная столетию самого знаменитого объединения авангардного движения России.
Фрагмент афиши первой выставки объединения "Бубновый валет"
Воля к новому
Этот масштабный выставочный проект стал возможным благодаря сотрудничеству с Таганрогским художественным музеем, предоставившим уникальные полотна авангардистов из своей коллекции и еще раз подтвердившим статус лучшего художественного музея юга России. Заместитель директора Ростовского музея краеведения Ольга Васильевна Литвиненко заметила, что гордится тем, что может принять эту выставку у себя, и что оба островка культуры связывают крепкие узы не только профессиональные, но и дружеские.
По словам директора таганрогского музея Тамары Федоровны Пугач, впервые в рамках одного выставочного проекта охватываются все прошедшие этапы знаменитого направления, от собственно «бубновалетцев» (Владимир Бурлюк, Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Роберт Фальк) через эпоху «коллективной мечты» (Александр Осмеркин, Александр Лабас, Юрий Пименов, Георгий Нисский) к художникам-авангардистам русского зарубежья (Вячеслав Илачинский). 
Александр Куприн. Натюрморт с белой садовой вазой и фиолетовой папкой, 1921. Из коллекции Таганрогского художественного музея
Как отмечают искусствоведы, всех участников объединения «Бубновый валет» главным образом отличала общая воля к «новому искусству» и неприязнь к консервативным традициям. Художественный облик «Бубнового валета» в основном определяли живописцы, считавшие себя последователями Поля Сезанна, в картинах которого их привлекала глубинная энергия цвета и пространства. Наиболее характерные из них стремились выявить первозданную «вещность» мира, подчеркивая пластические, фактурные свойства цвета, момент красочной лепки форм. Материальная и как бы «плотская» стихия их произведений иной раз не исключала и острого психологизма.

Будь ярче!
Открытие выставки несколько затянулось – целых полтора часа вместо предполагаемого часа. Под конец особенно долго выступал один хороший дедушка, но то ли диктофон фонил, то ли дикция была несовершенна – разобрать что-то членораздельное в этом словесном потоке было почти невозможно. Зато ребята из Архитектурного института (ИАрхИ ЮФУ) сделали праздник запоминающимся и ярким. Одни из них встречали гостей в полной боевой раскраске, а-ля боди-арт в авангардном стиле, другие рисовали портреты всех желающих. Добавлял живости действу Иван Мельник, поэт из Таганрога, который декламировал стихи Владимира Маяковского и свои собственные. И пусть пятна краски, смешиваясь на коже, порой превращали рисунок в «кули-мули», зато цвета были яркими, лица счастливыми, и эта необузданность и хаотичность привлекали и радовали. Идейным вдохновителем хэппенинга была Ольга Павловна Медведева, преподаватель Архитектурного института. 
Ведущая робко предложила проголосовать собравшимся за лучшую модель, но ее никто не поддержал. Что ж, мы со своей стороны все же хотим отдать свой голос, и самой-самой считаем девушку Тину Петровскую, раскрашенную с ног до головы и в конце шоу перевернувшую себе на голову ведро с разведенной краской. Считаем так не только потому, что Тина обладает прекрасными внешними данными – именно она создавала и поддерживала атмосферу всей этой «бесиловки», пытаясь сделать жизнь яркой не только на теле, но и на деле. У некоторых барышень, например, были аккуратно раскрашены только лица, но этот компромисс не смотрелся, потому что не чувствовалось ни самоотдачи, ни эпатажа, который, по словам участников, был целью события. Это как если б Маяковский в стихотворении «Вам!» написал не «Я лучше в баре блядям буду подавать ананасную воду!», а «Я предпочту угощать безалкогольными напитками девушек легкого поведения в учреждении общепита». Мне вспомнилась моя любимая модель Верушка, которая делала сногсшибательные проекты и воспринимала свое тело как материал для творчества, только и всего.

Привет с орбиты
Остается сказать еще об одном маленьком, но органично вписавшимся в экспозицию «экспонате», предоставленном молодыми художницами из Таганрога Викторией Барвенко и Светланой Песецкой (арт-группа «Белка и Стрелка»). Странные серебристые существа, похожие одновременно на собачек-космонавток или инопланетян в шапке-ушанке, оказались авторскими костюмами, в которых девушки впервые появились с перформансом «НА шествие» на Дне Города в Таганроге. Художницы обратили внимание на то, что на подобные гулянья народ обычно одевает «все лучшее разу», вот и приготовили себе костюмчики в духе enfant terrible французской моды, эксцентричного постмодернистского дизайнера и модельера Жан-Поля Готье – памятуя о его костюмах с конусами для поп-дивы Мадонны. Вике и Свете хотелось показать в утрированной форме всю красоту и блеск своего сияния, в костюмах было много серебра, конусов, стильные очечки, позже костюмы были доработаны красным и синим скотчем.
"Белка и Стрелка" - костюмы а-ля Готье
На выставку «Классики русского авангарда» «Белку и Стрелку» пригласила сотрудник Таганрогского художественного музея куратор Людмила Александровна Казакова, и звездные подружки, помимо костюмов, сделали еще три растяжки с лозунгами вроде «Время, вперед!» – черную, белую и красную, которые разнообразили музейное пространство. «В свое время «Бубновый валет» делал акции для посетителей, и им это было непонятно, – рассказывает Светлана Песецкая. – Когда мы впервые вышли в своих костюмах, получили то же изумление от публики. И неважно, что прошло сто лет, народ до сих пор почему-то удивляется смелым художественным жестам – хотя двадцать первый век на дворе». А Виктория Барвенко добавила, что перформанс «НА шествие», как и выставка инсталляций художниц «Город у моря», является продолжением поиска нетрадиционных выставочных пространств в городской среде: «Очевидно, что нелегальное положение современного искусства в провинции усугубляется отсутствием кадров, профессиональной среды и контекста, так что его всегда приходится оправдывать и защищать, отстаивать его право на существование. Нам был важен как раз таки исследовательский импульс художников относительно нового типа публичного пространства. С одной стороны, арт-сообщество «размыкается» навстречу зрителю, с другой стороны, зритель удовлетворяет свои познавательные и коммуникативные потребности. Перформативность жеста «НА шествие» заключается в неслучайном моделировании «футуристической» ситуации с использованием элементов образного языка Готье. Тема моды – поле битвы со стереотипами. Язык – универсальность материалов городской среды, понятен практически каждому городскому жителю».

На выставке «Классики русского авангарда» в Ростове «Белка и Стрелка» в своих костюмах не шествовали, посчитав, что повторять самих себя – не comme il faut. Зато костюмчики подписали: «Творец данного шедевра уже ушел, отрекшись от творенья». Этот «шедевр», как и все остальные, можно увидеть в музее краеведения до конца августа.

Наталья СЛОВАЕВА
Фото автора

8 комментариев:

  1. >>а-ля боди-арт в авангардном стиле
    я очень сомневаюсь относительно авангардного стиля
    >>перевернувшую себе на голову ведро с разведенной краской
    это было ведро с водой для мытья рук - краски там не было
    >>не чувствовалось ни самоотдачи, ни эпатажа, который, по словам участников, был целью события
    эпатаж ради эпатажа сомнительное удовольствие. Наташа, твой обзор лишний раз показал что событие было наихерово организовано и никак не сочеталось друг с другом. проще говоря, "ни в п**ду, ни в красную армию". обидно и за бубновых вальтов, и за хорошую таганрогскую экспозицию. а бесиловка и хули-мули это наше все )

    ОтветитьУдалить
  2. ps ну да, как красавицу Тину фоткать так Ваганов, а как поблагодарить прозаика Наташу так мммммм....

    ОтветитьУдалить
  3. maldoror, называя боевую раскраску ребят авангардной, я имела в виду, что это не традиционный, привычный боди-арт с тонко прорисованными линиями, но это все равно рисунок по телу, то есть в конечном счете боди-арт, согласно определению Вики http://ru.wikipedia.org/wiki/Боди-арт , просто нетрадиционный, авангардный) если ты знаешь, как это правильней назвать, может, абстрактный, экспрессивный, пожалуйста, подскажи, ты знаешь, я прислушиваюсь к тебе, и тогда исправлю. краска в ведре была, если ты помнишь, красная, пусть от помытых рук, но ведь была! по поводу того, что эпатаж ради эпатажа - сомнительно, согласна, но такую цель озвучила, в частности, Тина. Лично мне больше нравилась идея, о которой изначально рассказывал ты, по поводу сделать жизнь ярче и т.п. ты, прочитав обзор, сделал вывод. что организация херовая, кто-то, кто не был на выставке, может, прочтет и захочет увидеть картины "бубновалетцев". моей целью не было дать оценку мероприятию, скорее передать "как все было". а вы уж решайте сами! по поводу поблагодарить "прозаика Наташу" не поняла вообще, если честно, если ты это про меня, то я не прозаик, я просто девочка, как говорит наш знакомый непсихиатр;-)

    ОтветитьУдалить
  4. >>кто-то, кто не был на выставке, может, прочтет и захочет увидеть картины "бубновалетцев"
    скорее уж перекрашенную Тину
    >>это не традиционный, привычный боди-арт с тонко прорисованными линиями, но
    там были и линии но в процессе все смешалось - люди, кони... так за уши можно притянуть все что угодно. соглашусь с боди-артом, но не с авангардом!
    >>если ты знаешь, как это правильней назвать
    фигли-мигли, как говорит одна знакомая девочка-не-прозаик )
    >>красная, пусть от помытых рук, но ведь была!
    это всегда называлась помои. но не краска
    >>но такую цель озвучила, в частности, Тина
    !! но статья твоя а не ее. возьми в кавычки, и пиши свое
    >>мне больше нравилась идея, о которой изначально рассказывал ты
    мерси. я умный. мне говорили )) но отвечать к сожалению могу только за свои проекты. оно и логично
    >>скорее передать "как все было
    за это и получила выше от меня комплименты - справилась. не напрашивайся на вторые ))))
    >>то я не прозаик, я
    передавая посредством духа и буквы свои впечатления от чего либо, ты прозаик (пользуясь языком твоей любимой Wiki) :-))
    НАШ ЗНАКОМЫЙ НЕСПИХИАТР - ДЕВОЧКА????!!! не понял....

    ОтветитьУдалить
  5. vy dobryi;-)))))))) и с чувством юмора;) а девочка - это подружка Тима, Тамара, помнишь, мы ее видели в Публичке, где Тим свои игрушки показывал, она же после биеннале пила водку, и вы видели ее, кажется, с Соколовым. мне Тим про нее рассказывал, что она психиатр, а она на это возразила: "Я не психиатр. Я просто девочка"))) отмечаем мой первый коммент - ура-ура-ура!!!)))

    ОтветитьУдалить
  6. ааааа.... вот ты о чем - я испугался что ты про Сережу - он правда непсихиатр, а просто психолог... логично. рад что он все таки мальчик (хотя я его не щупал конечно.... надо?:-). да, Тому хорошо помню, особенно ее водку в пять вечера на глазах у ментов под музеем ИЗО, точно с буйным гением Соколовым)))) хорошая у тебя память, Наташ - а я вот все перепутал... кстати, первой что она девочка сказала не Тома, а Achtung Света много лет назад - у меня даже на кассете сохранилось. ну она и правда была девочка. ей лет 6 было ))))))) поздравляю со столь долгожданным первым комментом!!! неожиданно приятно отрадно что это все таки припозднившийся я ))))) будем надеяться, что все не писали потому что меня ждали... ))))

    ОтветитьУдалить
  7. Сережу пощупать, конечно, можно, но за его реакцию не ручаюсь - неврозами ведь и психологи страдают;))) И, знаешь, мне почему-то тоже приятно, что первый - именно ты...)))

    ОтветитьУдалить
  8. опа. как все запущено... а как же all you need is love?! ну против лома нет приема если нет....не буду щупать, договорились, пусть живет без любви. конечно приятно - кто еще так старательно может засрать красноречием хороший пост ))) именно я, в точку))))

    ОтветитьУдалить