вторник, 2 августа 2011 г.

Ordo Rosarius Equilibrio: именем Розы

Далекий исландский вулкан Гримсвотн, очень не вовремя начавший дымить в конце мая, едва не лишил российских ценителей творчества шведского проекта Ordo Rosarius Equilibrio встречи со своими любимцами. Незадолго до приезда музыкантов в Швеции закрыли воздушное пространство, и стало ясно, что над туром нависла серьезная «дымовая завеса» – накануне в столице из-за этого проснувшегося великана уже сорвалась премьера постановки «Казановы» именитого Джона Малковича. Так тема Апокалипсиса, занимающая важное место в творчестве группы, едва не претворилась в жизни.

Триумф света: четырнадцать лет спустя

Сегодня Ordo Rosarius Equilibrio по праву считаются одной из лучших музыкальных групп в жанре «апокалиптик-фолк» в Европе и в мире. Свой звездный статус музыканты заслужили выступлениями на разнообразных престижных фестивалях, множеством вышедших альбомов, давно ставших классикой жанра. Долгожданный первый русский тур «Evil men have no songs» включал выступления только в трех городах – Екатеринбурге, Москве и Ростове-на-Дону. Именно Ростов стал завершающей страницей тура – неожиданное и интригующее решение, ведь как неоднократно отмечали сами артисты, ростовская публика особенная – завоевать ее трудно, но если завоюешь, то навсегда. Поэтому вдвойне приятно, что ростовский концерт не только не уступил столичному выступлению, но в чем-то даже стал насыщенней и интересней. Да и говоря о туре в целом, музыканты смогли почувствовать, что приехали в страну, где их любят и где они по-настоящему желанны.
После каждой композиции зал буквально взрывался аплодисментами, а создатель и лидер Ordo Rosarius Equilibrio Томас Петтерсон благодарил: «Thank you. You are wonderful». «And you are wonderful!» – кричали ему в ответ. Послушать выступление этого именитого шведского проекта в ростовском клубе «Подzемка» собрались не только ростовчане: на концерт приехали многочисленные гости из Краснодара, Волгограда, Анапы и других городов. Удивительное единение музыкантов со слушателями было магией всего вечера, что, как известно, происходит только на лучших концертах.

В России перебывало множество зарубежных групп, однако Ordo Rosarius Equilibrio, несмотря на неоднократные попытки, привезти не удавалось. Группа хотела работать только с людьми, по-настоящему любящими ее творчество. Организаторами первого русского тура выступили «Arcto Promo» при поддержке «Achtung Baby!». Хотя Оrdо Rosarius Equilibrio посетили нашу страну впервые, долгие годы мы связаны прочными узами дружбы с этим проектом и его творчеством. Их великолепный релиз 2003 года носил название «CCCP» и открывался гимном страны Советов. А одно из своих ранних интервью восходящие звезды ныне признанного шведского лейбла «Cold Meat Industry» дали российским любителям музыки еще в марте 1997 года. Интервью делалось больше месяца и заняло свыше ста двадцати страниц, из которых было отобрано и опубликовано лучшее. Это интервью и легло в основу многолетней дружбы Томаса и «Achtung Baby!» (а значит, и Ростова). И теперь в каком-то смысле круг замкнулся: наконец-то встретились люди, которые были давно хорошо знакомы заочно, и поделились друг с другом своим искусством – ростовчане представили перед выступлением свой видео-блок, шведские гости – свою удивительную музыку.

Равновесие роз и совершенства

Что мы, в сущности, знаем о Швеции и о шведах? Что их бил царь Петр под Полтавой, и что визитная карточка Швеции – это ABBA, Volvo и IKEA. Еще вспоминаются «шведский стол», викинги и сексуальная революция 70-х. В общем, знак качества сытой и благополучной с виду страны. Ordo Rosarius Equilibrio показали нам совсем иную Швецию, со всем ее драматизмом, глубиной и катарсисом.

Их цвета – черный, белый и алый. Цвета жизни, смерти и любви. В глазах многочисленной армии поклонников Ordo Rosarius Equilibrio – изысканные перфекционисты. И этот перфекционизм сквозит во всем: от безукоризненного звучания записей группы и завораживающего видео одаренного итальянского режиссера Карло Роберти (кадр из клипа которого, кстати, лег в основу красочной афиши тура) до мистического очарования текстов песен и визуального обрамления театрально-драматических выступлений.
В переводе с латыни «equilibrium» значит равновесие. Эстетическое видение Ordo Rosarius Equilibrio складывается из неделимого духовного и интеллектуального родства между светлым и темным, жизнью и смертью, мужчиной и женщиной, любовью и ненавистью, красотой и пороком. Тексты Петтерсона – о любви с летальным исходом, о боли и наслаждении. Каждый символ, каждая деталь здесь неслучайны, и в то же время подлинное значение песен Ordo Rosarius Equilibrio всегда остается где-то между строк. Их творчество – это органичная барочная смесь из пафоса и порой нарочитой аристократичности, витиеватости и меланхолии, агрессии и тонкого эротизма. Под грохочущие синтезаторные хоры и рокот барабанов музыканты слагают свои доктрины и гимны.
Первую песню своего выступления в Ростове Томас посвятил Роз-Мари Ларсен, своей Музе и спутнице по проекту. Роз-Мари не смогла приехать в Россию, хотя мечтала об этом с пятнадцати лет – в далекой Швеции заболел их маленький сын. Несмотря на неполный состав группы, Томас и гитарист Ронни Бэк отыграли концерт блестяще. А после выхода на бис, немного отдохнув и раздав автографы, сыграли еще несколько песен на акустической гитаре, устроив маленький праздник для души и на радость собравшимся. После выступления Томас Петтерсон охотно поделился с нами своими мыслями.

Кто целует твой Апокалипсис?

– «У злых людей нет песен»… Томас, почему в качестве названия тура вы выбрали именно этот афоризм Ницше с неоднозначным продолжением: «Но ведь у русских есть песни»?
– Мы решили взять это утверждение как раз потому, что оно связано с Россией. Россия не злая, она фантастическая. Мы узнали здесь много прекрасных людей. Хотя и у злых людей есть песни. Ницше ошибался.
– Ваша музыка дарит ощущение свободы. Как вы понимаете свободу?
– Я думаю, что свобода, о которой обычно говорят, – это иллюзия. Настоящая свобода – это свобода духа и свобода разума. Каждый может ее обрести. Мы не свободны в буквальном смысле слова, мы не можем всегда делать все, что мы захотим. Какие-то наши мечты неосуществимы, ведь есть семья, мир, общество, страна. Подлинная свобода создается нами самими, это способ мышления.
– Что для вас значит Апокалипсис как один из концептов вашего творчества?
– Апокалипсис, по сути, это изменение. Некоторые люди ждут конца света по факту, о котором напишут в газетах: «Апокалипсис начался!». Но это процесс, который всегда был и никогда не закончится. Я думаю, что духовный Апокалипсис происходит постоянно, потому что мы постоянно меняемся. Апокалипсис, как я его вижу, это метафизический феномен: нации появляются и исчезают, империи рождаются и угасают…
– Поделитесь каким-нибудь детским воспоминанием.
– Я был очень впечатлен, когда у меня появился мой первый велосипед, маленький, с большими колесами. Правда, когда я отправился в свое первое путешествие, я сразу врезался в персиковое дерево, и велосипеда не стало.
– Вы можете назвать самый счастливый момент своей жизни?
– Это было, когда у меня родился сын. Может это звучит банально, но это на самом деле так. Я был настолько изумлен, когда впервые взял его на руки, что неожиданно разрыдался.
– Насколько ваши ожидания от пребывания в России совпали с действительностью?
– Я на самом деле не знал, чего ожидать, ведь наши ожидания основываются на предрассудках. То, с чем мы здесь столкнулись, значительно отличается от того, что пишут в наших газетах и показывают по телевидению. Если верить газетам, то Россия лишь стремиться стать важной частью Европы, рвется к мировому господству и т.п., но все это ложь. Россия очень красивая страна и люди здесь удивительные. И в следующем году нам очень хочется приехать к вам вновь.
Наталья СЛОВАЕВА
Игорь ВАГАНОВ
Фото авторов
Афиши Игоря Ваганова

Комментариев нет:

Отправить комментарий