воскресенье, 7 августа 2011 г.

В конце будет танец


Премьеру фильма-исследования, фильма-оды немецкого режиссера Вима Вендерса о Пине Бауш, одном из самых радикальных хореографов планеты, ценители настоящего кино ждали давно. Ростов-на-Дону выпал из списка городов проката этого кинематографического посвящения, и, казалось, не было никаких шансов увидеть «Пина. Танец страсти» в 3D на большом экране в южной столице. Несправедливость удалось устранить самим ростовчанам, которые не только организовали один дружеский показ фильма в «Доме Кино», но и вдохновили кинотеатр еще на несколько сеансов «Пины».
Судьба показа фильма «Пина. Танец страсти» в Ростове решалась на просторах социальных сетей. Неугомонный медиахудожник Игорь Ваганов задал вопрос: «Неужели не увидим Пину?» Откликнулся ростовчанин Евгений Миронюк, который вначале предложил слетать в кино в Москву, а потом взял инициативу в свои руки и начал переговоры с кинотеатром «Дом Кино». Уже через несколько дней в южную столицу прибыл заветный волшебный чемоданчик с диском, и в результате совместных усилий юзеров «Facebook» и «ВКонтакте» пятого августа в зале был аншлаг.
Перед началом показа Женя Миронюк попытался организовать у кинотеатра какой-то флэшмоб или акцию, звучали разные идеи, но реализовать удалось только одну. Все вновь прибывающие киноманы получали лист А3 и маркер, и крупно, зачастую с трудом умещаясь на строке, писали одно слово на выбор из предложенного списка, а потом фотографировались со свежеиспеченным плакатом. Когда Женя сколлажировал снимки, все увидели, что «поддерживают» цитату из Вендерса: «До этого момента движения никогда не притягивали моего внимания. Я всегда воспринимал это как данное. Каждый только двигается. Все перемещается. Только через танцтеатр Пины я научился оценивать движения, жесты, позы, поведение, язык тела, и уважать их благодаря ее работе. Вим Вендерс о Пине Бауш».

Театр танца Пины Бауш
В оригинале фильм Вима Вендерса называется просто «Пина», а уточнение «Танец страсти», используемое в русском прокате для большей ясности, значительно сужает понимание творчества хореографа: ведь это танец и страсти, и свободы, и одиночества, и ускользающей красоты, и мимолетности жизни. За те годы, что Бауш проработала в театре «Вупперталь», ей удалось создать новую форму искусства, которую в наши дни называют не иначе как «театр танца Пины Бауш». В этом театре актеры танцуют, говорят, поют, смеются, плачут на сцене, на природе и в городах. Именно Вупперталь стал эпицентром революции в современном танце, и именно благодаря Бауш понятие «театр танца» стало самостоятельной единицей в арсенале современного искусства, интригующей множество хореографов по всему миру. Самой Пине Бауш довелось работать с настоящими мэтрами кинематографа: она снималась у Федерико Феллини в фильме «И корабль плывет...» и у Педро Альмодовара в фильме «Поговори с ней».
В «Пине» Вендерса мы видим почти два часа фрагментов из знаменитых постановок Бауш «Кафе Мюллер», «Весна священная», «Kontakthof», «Vollmond», перебитых документальными вставками, в которых участники труппы искренне рассказывают о том, кем Пина была лично для них. Вендерс снимал многих знаменитостей, но в «Пине», как и в «Токио-Га» о японском кинорежиссере Ясудзиро Одзу, зритель встречается с главным героем не лицом к лицу, а через его искусство и через его ускользающей след в глазах знавших его людей. Именно эта недостижимость, тень смерти, столкновение конечности жизни мастера и безмерности его творчества делают встречу настолько острой и драматичной.
«А они отвечали мне танцем…»
Вот как прокомментировал свою работу над картиной сам Вендерс: «Пина была наиболее изумительной женщиной, которую я видел в своей жизни. Ее искусство перевернуло мое сознание при первой же встрече. В первый же раз, когда я видел ее искусство, я плакал от начала до конца, я никогда не был свидетелем такой силы, такой степени и свободы эмоций. Я был просто отравлен ее искусством, я никогда не был так поглощен тем, что я видел на сцене или на экране. Я был физически вовлечен в ее постановки, я почувствовал себя другим человеком, когда увидел ее искусство. Я знал Пину двадцать пять лет, мы стали большими друзьями, и я уже давно задумал фильм о ней, и, наконец, я нашел способ перевести язык ее искусства на киноэкран. Для меня самым изумительным опытом, которому я научился благодаря Пине, стало то, как далеко мы можем уйти в самовыражении, не прибегая к помощи слов. Я верю, что слово выживет, но я думаю, что найдется и ему замена».   
Вим Вендерс и Пина Бауш
 Посмотрев концерт U2 в 3D, Вендерс пришел к выводу, что новая технология поможет ему передать сущность искусства Пины. Началась работа, но летом 2009 года хореограф скоропостижно скончалась, и только благодаря уговорам танцоров театра режиссер продолжил работу. «Сначала я хотел снять путешествие по миру с Пиной и ее танцорами, – рассказывает Вендерс. – Я бы показал, как она работает с ними – ее методы были уникальными. Когда она разрабатывала пьесу, то задавала вопросы своим танцорам, а отвечать просила не словами, а жестами. Но теперь мне пришлось искать замену Пине, а кто лучше знал ее, кроме участников труппы? Так что я задавал им вопросы, которые хотел задать ей. А они отвечали мне танцем».
Съемки...
Человек как катастрофа
Трудно сказать, какой эпизод фильма показался самым ярким. Может быть, это юноша, увлеченно танцующий на краю пропасти, может быть, девушка, привязанная грубой веревкой и превозмогающая ее натяжение. А может быть, это участница труппы Бауш, которая рассказывает о парне, которому Пина снится очень часто, и просит ее присниться ей хотя бы раз.
В постановках Пины захватывает энергия преодоления, боль, бесстрашие, с которым танцоры отдаются жизни и встречают экзистенциальные проблемы, сила чувств и честность перед самим собой. Это танцы о человеке на грани катастрофы, о человеке как катастрофе, раскрывающие нашу природу настолько глубоко и полно, что, кажется, сказать о ней больше нечего. И потому таким логичным и закономерным представляется вопрос, заданный Вендерсу на Берлинском кинофестивале: «В Библии сказано, что в начале было Слово. Вы верите, что в конце будет Танец?» Пина и сама отдавала себе отчет в том, что она делает, известен ее афоризм: «Меньше всего я интересуюсь тем, как люди двигаются, меня интересует, что ими движет».
Именно это и показывает нам Вим Вендерс, восхищенный и завороженный не меньше нас, творящий не дотошно выверенный исторический документ, но сильный и тревожащий романтический образ, выхватывая суть, решающие моменты в творчестве Пины и ключевые в воспоминаниях тех, чья судьба пересеклась с ее судьбой.
Игорь и Пина. Фото автора
Сам Вендерс как-то сказал: «Мою жизнь спас рок-н-ролл. Потому что это была музыка, благодаря которой я впервые почувствовал себя личностью, понял, что у меня было право наслаждаться, мечтать и что-то делать. Если бы не рок-н-ролл, я бы сейчас был адвокатом». И творчество Пины Бауш, и новый фильм Вима Вендерса – безусловно, именно то искусство, которое помогает почувствовать себя личностью. Об этом же и слоган фильма –  «Танцуем-танцуем, иначе мы потеряны» – как удержаться в этой пустоте, как найти себя и себя выразить.
Наталья СЛОВАЕВА
Коллаж Жени Миронюка





5 комментариев:

  1. мою жизнь тоже спас рок-н-ролл. наверное поэтому так давно люблю и понимаю Вендерса изнутри. только адвокатом бы я точно не был... надо было там все таки потанцевать во время сеанса. тогда был бы полный 5D. хорошее дело, хорошо что сделали

    ОтветитьУдалить
  2. дело отличное! и этот фильм сейчас для меня большее событие, чем если б он свободно шел в нашем городе)

    ОтветитьУдалить
  3. ??? какой то глюк - не убить! увидеть... ))) жуть какая....

    ОтветитьУдалить
  4. какие то глюки здесь... повторюсь:
    это логично потому что ты это не просто посмотрела ты это создала и как бы стала частью этого всего теперь. это знаковые вещи... что и отличает пассивное потреблядство от активного сотворения. почему я всегда и говорю что активное сотворение много лучше пассивного потреблядства всегда. это магия. поэтому и Сара Бернар например всегда останется нечто большим чем какой нить звездун из Мухосранска )) теперь тебе осталось познакомиться с Мартой Грэм, буто и фиг знает с какой еще кучей вещей... все только начинается, поверь, - как говорила мне Саша однажды ))

    ОтветитьУдалить
  5. да, это захватывает... сегодня как раз думала о том, какую существенную роль в моей жизни играют фантазии других людей... просто они уже часть нас))

    ОтветитьУдалить