Один из ярких
представителей современного поэтического рок-андеграунда, темный шансонье из
Волгограда Бранимир (он же Александр) Паршиков в начале лета дал концерт в
Ростове-на-Дону. Освещение неприглядных сторон человеческой природы,
перемежаемое с верой в то, что когда-нибудь окружающий мир станет лучше, мощная
подача, искренние тексты – возможно, благодаря этому его песня «Прешбург»
победила по итогам голосования в программе «Родная речь» на «Нашем радио».
Однако, победив, же сразу оказалась «не в формате».
Между пацанами и
Кастанедой
– Александр, расскажи
о своей неоднозначной победе.
– В мае на «Нашем радио» в программе Андрея Бухарина «Родная
речь» прозвучала моя песня «Прешбург», причем дважды. По итогам голосования она
победила всех, набрала 43%, но в ротации она будет «только после победы
революции». Не формат. Еще совсем недавно рецензия на альбом «Лили Марлен» была
опубликована в известном журнале DarkCity, которым я зачитывался в юности.
Рецензию написал сам редактор, для меня это значимое событие. То, что в детстве
казалось далеким и недостижимым, постепенно сбывается
– В твоем творчестве
сочетаются интеллектуальность и «низкий штиль». В жизни у тебя тоже так?
– В общем, да. У меня очень широкий круг общения. Сам я
вырос в простой семье в небольшом городке Котово Волгоградской области, где
сложно культурно провести досуг. На моей лестничной площадке ребята варили
винт, многие «друзья детства» сейчас — кто по тюрьмам, кто по могилам. Мне
приходилось лавировать между двумя мирами — пацанским, который меня окружал, и
миром, который я сам для себя открывал через чтение книг, философию Карлоса
Кастанеды, песни группы «Калинов мост». Было трудно добывать информацию, но
вполне возможно. На моем концерте могут сидеть простой ВДВ-шник и высоколобый
интеллектуал, который ждет от меня какого-то откровения. Каждый приходит за
чем-то своим, и мне приятно играть для всех. Мои лучшие друзья сейчас к музыке
вообще отношения не имеют. А в музыкальном мире у меня друзей немного, один из
них – фронтмен ростовской группы «Церковь детства» Денис Третьяков.
– Трудно было
начинать играть в этих «двух мирах»?
– Сначала человек берет гитару, чтобы как-то выделиться,
понравиться девушке, чтобы отличаться от сверстников. У дворовой шпаны были
свои «рыцарские» добродетели — то, что нужно уметь делать. Одной из таких
добродетелей было умение играть на гитаре. Первые три аккорда мне показали
пацаны во дворе, четвертый аккорд показал родной отец. Потом я сам учился.
Тогда я знал репертуар всего «Чижа», Башлачева — все, что слышал на кассетах.
Потом возникла потребность делать что-то в группе. А потом я задал себе вопрос:
зачем все это надо? И если ты не расцениваешь свою деятельность, как миссию, то
зачем тогда вообще этим заниматься? Так два года назад я бросил работу и стал
гастролировать. Андеграунд — музыкальная
прослойка, где люди воспринимают свою деятельность, как миссию.
– Многие музыканты,
которые считали себя андеграундом, со временем изменили своим принципам.
– Это происходит потому, что как только ты начинаешь из себя
что-то представлять, тебя сразу начинают покупать. Так было со многими
талантливыми людьми, которые просто сдулись, когда их купил Вавилон. Но есть
еще люди, которые продолжают за что-то биться. Сейчас это все становится
ненужным, и это меня удивляет. Люди все меньше и меньше хотят, чтобы их
задевали за живое, меньше и меньше хотят думать. Я не знаю, винить их в этом
или нет. Видимо, нужно искать новые формы творчества, новую модель
взаимодействия с публикой. Андеграунд сегодня стал собирать меньше народу, это
общая тенденция. Я могу назвать себя андеграундным музыкантом, потому что я
играю не в мажорных клубах, меня не показывают по телевидению, почти не крутят
на радио, мое имя редко мелькает в журналах.
«У нас страна
арестантская»
– В твоих текстах
много славянского, исконно русского мира. Что, по-твоему, сейчас происходит с
русскими?
– Я не разделяю мнения о том, что в нашей стране сейчас
какой-то повсеместный упадок. Приведу простой пример. Мой друг работал в
ломбарде, я как-то посидел у него полчаса. Насмотрелся на наркоманов,
трясущимися руками несущих швейную машинку. В таких местах теряешь веру не
только в русских, но и в человечество в целом. Но со мной в спортзале
занимаются здоровые и сильные русские пацаны, от 15 лет, и когда я вижу их, я
понимаю, что это будущая элита моего народа. Русским быть пока не особо модно.
Думают, что мы — это такое пьяное быдло, которое горланит Комаринскую и мнит,
что хлеб сам собой народится. Но это далеко не так. Для меня русские — это
звание, которое нужно заслужить. Появились команды, новые рэперы («Грот»
например), которые отстаивают здравые идеи, традиционные ценности, призывают
заниматься спортом. У меня самого казачьи корни, для меня это значит многое,
нужно соответствовать в определенном смысле. Но я не разделяю казаков и
русских.
– Однако
действительность, которую ты изображаешь, зачастую неприглядна.
– Ко мне на концерт приходил один батюшка. Я спросил его:
«Как вы оцениваете то, что я делаю?» Он ответил: «Я понимаю, что у тебя много
уловок, некоторые на них попадаются, но сейчас в людях какие-то традиционные
ценности можно разбудить только шоковой терапией — показать подлинное уродство
окружающей реальности». Моя задача в этом. Идеальная реакция на концерт — чтобы
людям стало тошно и стыдно за ту действительность, которую я описал. В
информационный век к подкорке все труднее и труднее пробиться, и если я буду в
лаптях водить хороводы — меня не услышат. Тут нужно разговаривать на языке века
и показывать то смятение, которое творится в умах.
– Иногда ты
используешь шансон, блатную романтику... Что это для тебя? Насколько серьезно
относишься к таким определениям своего стиля, как «гностический шансон»?
– Определение «гностический шансон» придумано не мной.
Единственный термин, который я использовал по отношению к своему творчеству,
это антирэггей. У нас страна арестантская, это целый пласт психики. Люди всегда
сочувствовали арестантам, здесь есть ощущение, будто сидишь в хате, и никуда не
деться из нее, и какое место ты в ней займешь, так твоя судьба и повернется.
Постоянное ожидание освобождения.
Трэш-спектакль одного
музыканта
– У тебя есть песня,
в которой речь идет о том, что мир держится не на трех китах, а на горбах
Матрены и Терезы. Что ты имел в виду?
– Ясно, что Вавилон держится на деньгах. Но глобально все
держится на милосердии и на тех, у кого большая сила духа. Таких, как Матрена,
персонаж Александра Солженицына, таких, как мать Тереза. А объединить нас
способны великие дела: будь то великая стройка или великая война. Никто не учит
людей осознанно существовать. Я редко смотрю телевизор, но вчера решил
посмотреть. Должен сказать, роскошно эта зомби-машина работает. Люди ведутся, а
государству проще, чтобы они жили в зомби-состоянии, чтобы смотрели сериалы и
работали за копейки, в вечном страхе и вечной вражде.
![]() |
Газета "Уполномочен заявить" №25 (87) от 27 июня 2012 года (Ростов-на-Дону) |
– На твоих концертах
есть ощущение полной самоотдачи. Как ты восстанавливаешься, и в какое русло
намерен направить свою энергию в ближайшее время?
– Кроме акустической гитары у меня нет ничего, тексты ведь
не всегда на концертах воспринимаются до конца. Поэтому мне приходится
компенсировать все энергией и работой с пространством, в каком-то смысле это
театр одного актера, трэш-спектакль. Нужно всегда играть в полную силу,
отдавать жизненную энергию полностью, не жалеть – мы, как торренты, на вечной
раздаче. Летом график у меня не очень жесткий: я буду восстанавливаться, потому
что, чтобы раздавать энергию, ее надо откуда-то брать, причем легальным
способом. Я хожу в спортзал, не пью и не курю, единственное — пью китайский чай
пуэр, в последнее время все реже. Сейчас я записал новый альбом, готовы все
партии, в середине июня буду его сводить. Планирую запустить его 1 сентября, в
День знаний. Там будут звучать инструменты, которые я раньше никогда не использовал,
например, симфонические барабаны. А потом
у меня будет большой тур, я проеду городов 30 до Сибири и Урала.
Наталья СЛОВАЕВА
Фото из архива героя
Комментариев нет:
Отправить комментарий